Содержание страницы
На данный момент нет никаких подоплек для роста налоговой нагрузки, поводов не дают ни иностранная конъюнктура, ни местная экономика. Однако факт остается фактом: происходит массовая фискальная лихорадка. В исследовательском центре Московского государственного университета считают, что правительство руководствуется какими-то эфемерными понятиями, принимая решение об увеличении фискальной нагрузки. Его директор Олег Буклемишев детально прокомментировал эту ситуацию. Он отметил, что в государстве сейчас идет донастройка налогового законодательства.
При этом нужно вспомнить о том, что экономике страны в последнее время приходилось несладко. Она до сих пор переживает последствия пандемического кризиса. Однако в правительстве это упускают из виду, сейчас активно разрабатываются планы для увеличения объема изъятий в государственную казну из различных источников, начиная от акцизов и заканчивая налогами на прибыль. По подсчетам, ориентировочно это позволит увеличить приток средств в бюджет до четырехсот миллиардов рублей (около 0,3% ВВП).
Поднять налоговое бремя: спонтанное и несвоевременное решение
Если рассуждать логично, то фискальная атака на экономику в нынешнее время – весьма странное и спонтанное решение. И тут даже не в том вопрос, что в правительстве неоднократно обещали не менять налоговую ставку. После коронавирусных атак, массовых локдаунов обнулились многие договоренности. Однако есть еще обоснования, почему фронтальное увеличение налоговой нагрузки можно назвать несвоевременным.
В первую очередь нужно учитывать то, что экономика в последнее время переживала достаточно специфический и затяжной период рецессии. Именно поэтому поднятие налогов сейчас может мешать динамике восстановления. Эксперты говорят о том, что обилие направлений увеличения налоговой нагрузки – подтверждение неслучайности решения. Можно точно сказать, что многим будет сложно выйти на нормальный прирост инвестиций и возврат состояния экономики до среднемировых темпов развития.
Следующий момент, который указывает на нерациональность повышения налогового бремени, – спокойная конъюнктура. По информации «ВТБ Капитал», в этом году доходы могут превысить затраты на 0,2-0,6% ВВП (это вместо дефицита ВВП в 2,4%).
Получается, что доходы государственной казны в чистом виде вырастут до 3%. По сути, это более выгодно, чем эфемерный заработок от повышения фискальной нагрузки. Кроме того, не стоит забывать, что из-за большой смертности людей старшего возраста на фоне коронавирусной пандемии Пенсионный фонд уже и так сэкономил около 240 миллиардов рублей за год.
Ну и последнее – смысл увеличивать налоги есть только тогда, когда имеются планы относительно расходования полученных средств. Чтобы как-то решить проблемы с вынужденными антикризисными тратами, правительство начало активно сокращать бюджетные статьи. Даже в том случае, если примут решение о резкой смене вектора политики и, например, захотят активизировать бюджетные инвестиции, реализовать эту идею своевременно вряд ли получится. Хотя, если посмотреть, как в последние годы осваивают средства национальные проекты, они сделают все возможное для привлечения дополнительных ассигнований и использования этих средств.
По словам экспертов, дополнительные деньги, полученные от увеличения финансового бремени, скорее всего, не смогут расходовать разумно. В итоге средства попадут в Фонд национального благосостояния, а оттуда будут направлены для инвестиций в долговые обязательства других государств. Тарифная ставка там реально смешная – менее 1% в год (и это нужно сказать о том, что по своим долгам РФ платит в разы больше).
Получается, что гонка за избыточными резервами и накоплением запасов – просто одержимость российского правительства. Судя по данным статистики, даже в коронавирусную пандемию государственная казна не опустела, а наоборот, – выросла в объемах.
Так есть ли логическое объяснение?
Правительственную налоговую лихорадку и увеличение фискальной нагрузки по всем фронтам можно объяснить только тем, что в государстве беспокоятся о будущем. Неизвестно, как будут развиваться события в дальнейшем. Что, например, будет, если закончится углеводородная эра и нефтегазовых доходов не станет? Нужно заранее подумать о каком-то замещении.
Хотя со старта сложно поверить в это. Сегодня власть не отличается стратегическим мышлением и не собирается строить планы на долгосрочную перспективу. Правительство может легко отложить принятие важных решений или постараться снять с себя обязательства – такое бывало неоднократно. Из-за постоянных сложностей в развитии российской экономики дошло до того, что ее обязанности, по сути, выполняют в рамках трехстраничного президентского указа.
Помимо этого, Россия активно участвует в энергетических играх на международной арене. И для компенсации окончания эры углеводородов в стране нужны не «косметические меры» в виде усиления налоговой нагрузки, а что-то более глобальное.
Поборы с народа
И еще один момент, который нельзя упускать, касается фискального императива. Его решили возродить фактически спустя 30 лет после того, как была озвучена эта идея. Увеличение налоговой нагрузки, по легенде, продиктовано соображениями о народной справедливости. Чтобы причесать всех под одну «гребенку», обратят внимание на:
- начисление дивидендов иностранцам;
- наличие элитных объектов коммерческой недвижимости и жилья;
- конъюнктурную сверхприбыль;
- высокие пенсионные отчисления и пр.
Шкалу налогов для физлиц, которая пока слабо развита, также обещают в скором времени переформатировать. Создается впечатление, что в основе этой экономической и налоговой революции лежат не так фискальные задачи, как социально-политические. Однако все это – просто догадки, реальная картина до сих пор остается покрыта тайной. Не исключено, что это просто дает о себе знать прежняя специализация премьер-министра РФ.